Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Роль сказки в воспитании дошкольника

Тема: «Роль сказки в воспитании дошкольника»

Направленность: консультация

Целевая аудитория: родители

Подготовила: воспитатель Воробьева Е.И.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.

С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством.

Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:

– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

– организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

– широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

– включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

– использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

– включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

А теперь обратимся к некоторым методам работы со сказкой в дошкольном учреждении. Начинает педагог всегда с чтения-рассказывания новой или уже известной детям сказки. Практика показывает: чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, педагог-рассказчик должен в совершенстве знать текст прочитываемого произведения.

Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность «оторваться» от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние – важные составляющие восприятия художественного произведения.

Беседа.

Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят. Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой – не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей.

Поэтому не нужно задавать маленькому слушателю вопросы на понимание (например: «Ты понял, почему волк стал помогать Ивану-царевичу?»). Такие вопросы нередко разрушают непосредственность детского восприятия, порождают у ребенка недоверие к своей понятливости, неуверенность в себе, страх перед совместным чтением и перед книгой: «Вдруг спросят, а я не смогу ответить!». Лучше пускай понимает не так, как мы (даже если мы уверены, что понимаем правильно). «Гораздо важнее, чтобы он переживал по-настоящему, чтобы желание переживать не ушло. А сохранится читательская способность и потребность переживать – понимание придет». Стоит задавать только те вопросы, которые помогают читающему вслух взрослому установить эмоциональный контакт с ребенком и одновременно обостряют интерес и внимание малыша к читаемому.

Например: «Ты догадываешься, что сейчас случится? Что, по-твоему?»

Некоторые возможные вопросы и задания для работы со сказками:

Как ты думаешь, почему произошло то или иное событие в сказке?

Что было бы, если бы в сказке были только плохие или только хорошие герои?

Как бы ты сам поступил в этой ситуации?

Как ты думаешь, что поучительного можно извлечь из сказки? (правила нравственного поведения)

Расскажи, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

А ты или твои друзья, знакомые когда-нибудь оказывались в похожей ситуации?

Как ты (они) тогда поступил(ли)?

Как бы ты поступил сейчас, если бы у тебя была возможность выбора? И др.

Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия старшими дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях.

При пересказе фиксируется: изменение последовательности событий; добавления в сюжет; пропуски; замена героя; изменение черт характера героя; отсутствие или появление нового персонажа; в каком месте пересказа у ребенка возникают затруднения; наличие помощи взрослого при пересказе; эмоциональная вовлеченность ребенка в сказочное событие, живость пересказа; личные комментарии ребенка.   Таким образом, Сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы