Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Речевая готовность ребёнка к школьному обучению

Тема: «Речевая готовность ребёнка к школьному обучению»

Направленность: консультация

Целевая аудитория: педагоги ДОУ, родители

Подготовила: Учитель — логопед  Дьяконова С. И.

 « Речь – это орудие, с помощью

которого, человек мыслит и выражает свои мысли.»

                                                                                                С.Л. Рубинштейн

Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:

Речевая готовность — один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Существуют критерии готовности

к школьному обучению, которые

предъявляются к усвоению ребенком

родного языка как средства общения.

Критерии речевой готовности

  • сформированность звукопроизношения;
  • готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
  • соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • сформированность связной речи.

Сформированность звукопроизношения

У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп:

  • свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц];
  • шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
  • cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].

Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

  • умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
  • умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
  • умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
  • умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:

  • умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
  • умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных;
  • умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
  • умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
  • соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.(3500)

Сформированность грамматического строя речи:

  • умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
  • умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
  • умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слово», «предложение».

Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:

  • умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
  • умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.
     

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы